Басменное искусство - особый вид ювелирной техники, представляющий собой художественное тиснение по тонким металлическим листам. Данную технику широко применяли и продолжают применять в церковном искусстве.
Басма изготавливается из разных металлов, как драгоценных (золото и серебро), так и менее драгоценных (мельхиор, латунь). На тонкую пластинку металла вручную, по заранее заготовленной матрице (эскизу), набивается рисунок. Готовое изображение может быть как орнаментальным, так и сюжетным, но, в любом случае, оно наполнено глубоким символизмом.
Сюжетное представляет собой образы распятия, изображения святых, евангелистов, ангелов. Орнаментальное-это самые разнообразные узоры, чаще всего растительные.
Одним из самых ярких свойств басменного искусства является графичность, когда фон и нанесенный рисунок гармонично сочетаются посредством контрастного выделения узора.
Такой способ декорирования существовал на Руси давно и активно применялся в ювелирном деле. С принятием же христианства басма получила еще большее распространение, благодаря усвоению византийской традиции украшения церковной утвари драгоценным металлом.
В дальнейшем, мастерство исполнения совершенствовалось и меняло свой облик в зависимости от времени, в котором создавался предмет. До наших дней дошли уникальные произведения искусства, выполненные в этой технике. Так, например, сохранились басменные иконостасы соборов Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры, а в музеях находятся драгоценные оклады икон, богослужебных книг и т.п.
С XIX века басменное искусство постепенно идет на спад и вытесняется штамповкой, более дешевой и легкой в исполнении.
Но, несмотря на это, басма сохранилась и продолжила использоваться и развиваться.
До сих пор басмой украшают церковную утварь, иконы, иконостасы, книжные оклады, киоты, мощевики и даже архитектурные элементы храмового интерьера- колонны и фризы. При этом, мастера как воссоздают редчайшие образцы прошлого, так и разрабатывают собственные.